

КАК МУЗЕЮ РАБОТАТЬ С ПОСЕТИТЕЛЯМИ С РАС?
Друзья, сегодня делимся с вами интервью с Антониной Стейнберг, экспертом фонда «Свет» по работе с детьми и взрослыми с расстройствами аутистического спектра (РАС).
В интервью она рассказывает, как музеи могут стать по-настоящему дружелюбным пространством для этой категории посетителей. Мы также поговорили о том, почему «тихие зоны» важны не меньше, чем тифлокомментарии и что еще важно учитывать при работе с этой аудиторией.
Почему вам важно работать именно с этой аудиторией?
Поддержка детей и взрослых с аутизмом помогает улучшить качество их жизни, развивать их коммуникативные, социальные и бытовые навыки, найти своё место в социуме, получить образование, профессию, обрести друзей, общение, понимание и принятие. Это также способствует созданию инклюзивного общества, где каждый может реализовать свой потенциал.
Расскажите об особенностях работы с такой категорией посетителей, что для них важно?
В ходе работы с посетителями с РАС в музее важно учитывать их сенсорные, коммуникативные и социальные особенности. Основная задача – создать комфортную и предсказуемую среду, в которой посетитель с аутизмом сможет сосредоточиться на экспонатах, получить полезный и интересный досуговый опыт, почувствовать себя частью общества.
Построение доступной и дружелюбной среды начинается с подготовки пространства музея. Людям с РАС важны: чёткая навигация (это могут визуальные подсказки — карты, пиктограммы, порядок осмотра, указатели), маршруты без очередей, специальные часы посещения или отдельные входы, инструменты доступности — социальные истории и карта сенсорной безопасности.
Предварительно необходимо провести сенсорный аудит пространства музея и выявить факторы риска сенсорной перегрузки: яркое освещение, перепады освещения, высоты, температуры, эхо, гул вентиляции и устройств климат-контроля, звуки высокой частоты, внезапные звуки служебной аппаратуры и интерактивных экспонатов, запахи экспонатов и отделочных материалов, текстуры тактильных экспонатов и многое другое. Итогом сенсорного аудита является карта сенсорной безопасности (нагрузки), на которой обозначены риски перегрузки. Такая карта поможет подготовиться к визиту.
Также важно предложить людям с РАС тихие зоны для отдыха и снятия перегрузки. Это может быть специально созданная «тихая комната» или те места в музее, где приглушенный свет, минимизация резких звуков и запахов, отсутствие толпы. Информация о часах наибольшего и наименьшего потоков и наполненности залов поможет выбрать время посещения и комфортно осмотреть экспонаты.
Следующий этап — адаптация экскурсий и материалов на понятный язык. Это может быть формат ясного языка или облегчённые формулировки. В ходе экскурсии стоит избегать абстракций и метафор (если они используются, то пояснять их), использовать конкретные формулировки, предоставлять визуальную поддержку (фотографии, копии экспонатов, схемы, чек-листы). Важна возможность взаимодействовать с предметами — тактильные и ольфакторные предметы могут стать подспорьем, но необходимо предварительно выяснить сенсорную совместимость — нет ли непереносимости конкретных текстур, запахов.
Критически важно своевременное и регулярное обучение персонала, направленного на особенности поведения (например, стимминг — повторяющиеся движения, вокализации, избегание глазного контакта, необходимость чётко формулировать инструкции и просьбы, проявлять терпение, гибкость и понимание) и сенсорных особенностей.
Расскажите о самых ярких моментах, которые вам запомнились и которые отражают суть этой работы и ее пользу?
Самый яркий момент — это радость и удовольствие самих людей с РАС и их семей. Когда люди с аутизмом с интересом и без тревоги идут в культурную институцию, знают, что там им будет комфортно, они смогут пообщаться друг с другом, узнать что-то новое — это и есть вклад в развитие общества для всех и каждого, доступность культуры и изменение всего общества в целом.