

В ПУШКИНСКОМ МУЗЕЕ В ВОСЬМОЙ РАЗ ПРОШЛА ЛЕТНЯЯ ШКОЛА ИНКЛЮЗИВНЫХ ПРАКТИК. ПОДВОДИМ ИТОГИ
7 дней. 35 участников. 17 городов — от Витебска до Владивостока. 10 круглых столов. 40 спикеров. Специалисты из музеев России и Белоруссии собрались вместе, чтобы поделиться опытом, узнать новое о гостеприимстве и инклюзии. В течение недели участники изучали основы русского жестового языка, знакомились с культурой глухих людей, исследовали вопросы, касающиеся понимания инвалидности в российском контексте, доступности и тактильных программ в экспозиции музея.

В этом году программа была реализована вместе с преподавателями Школы дизайна НИУ ВШЭ и выстроена вокруг тем универсального дизайна, доступной моды, междисциплинарности и проектов для разных аудиторий.
На круглых столах звучали вопросы и ответы на разные актуальные темы. Как упростить навигацию? Как сделать музей привлекательным для глухих подростков? Что ждёт от музеев мир моды? Как объединить в одном проекте незрячих детей и зрячих родителей? Что такое медисциплинарность? Как выстроить личные границы в нежелательных коммуникациях? Каждый день начинался с практикумов, посвящённых основным направлениям инклюзивных программ в музеях: архитектурной доступности, тифлокомментированию, русскому жестовому языку и культуре глухих, программам в направлении нейроразнообразия. Участники изучали основы русского жестового языка, исследовали вопросы, касающиеся понимания инвалидности в российском контексте, решали практические задачи по обеспечению доступности экспозиции музея.


По традиции, программа Летней школы прошла в Государственном музее изобразительных искусства имени А.С. Пушкина в Москве, в Государственном мемориальном историко-художественном и природном музее-заповеднике В.Д. Поленова в Тульской области, а также в Мастерской Эдуарда Штейнберга в Тарусе. По завершении обучения каждый участник получил удостоверение о повышении квалификации.
Эльвира Гарифулина — кандидат социологических наук, генеральный директор благотворительного фонда «Свет», исполнительный директор благотворительного фонда «Абсолют—Помощь», доцент факультета юридической психологии МГППУ: «Энергия участников Летней школы вдохновляет! Для нас очень ценно то живое общение в неформальной обстановке, которое случилось на Летней школе, — оно позволяет убедиться в глубокой вовлеченности музейных сотрудников в развитие доступной среды. Для нас самих возможность побыть в такой атмосфере — сильная мотивация. Примечательно видеть среди участников школы как наших грантополучателей по конкурсу «Без исключения», так и специалистов, только начинающих путь в инклюзии. Для этих аудиторий стал важным наш диалог о том, как привлекать ресурсы на развитие инклюзивного направления, как расставлять акценты, чтобы показать преимущества проектов и целесообразность поддержки заявок на конкурсы. Участие в конкурсе фонда «Без исключения» дает музеям возможность закладывать основы устойчивого развития направления доступности, а не ограничиваться разовыми мероприятиями. Многолетняя практика Летних школ — яркое тому подтверждение».


Летняя школа — это устойчивый ежегодный проект для музейных профессионалов, в задачи которых входит развитие доступной среды и взаимодействие с посетителями в рамках программы ГМИИ им. А.С. Пушкина «Доступный музей».
Пушкинский музей выражает благодарность за поддержку проекта «Доступный музей» Благотворительному фонду «Свет» и лично Александру Светакову.

