В преддверии старта конкурса «Без исключения 2025» мы запускаем серию постов, в которых разберем самые популярные мифы об участии в этом конкурсе.
Один из них звучит так: «Без опыта в музейной инклюзии получить грант невозможно».
В действительности дела обстоят иначе. В конкурсе «Без исключения» предусмотрена отдельная номинация — «СВЕТлый старт». Она создана именно для тех организаций, которые делают первые шаги в сфере музейной инклюзии.
В прошлом году на эту номинацию пришлось 40% победителей. Таким образом, статистика Фонда «Свет» подтверждает: музеи, которые ранее не занимались развитием инклюзивных практик или обладают относительно небольшим опытом, имеют все шансы на победу.
Поэтому смело подавайте заявку, даже если у вас пока нет подтвержденных результатов или выстроенной системной работы в области музейной инклюзии. Намного важнее сам замысел, его реалистичность и понимание того, какую задачу вы решаете в музее.
Для вдохновения делимся с вами описанием практик наших партнеров, которые, не имея опыта в сфере музейной инклюзии, подали заявки, победили и воплотили свои идеи в жизнь.
Тюльберский городок, Кемеровская область
Команда музея начала погружение в тему инклюзии, работая над проектом по созданию адаптивной этноэкологической тропы «В лесной глуши» для глухих и слабослышащих. В музее посетителям было сложно ориентироваться без экскурсии, а глухие люди принять участие в обычной экскурсии не могли. Команда разработала маршрут, адаптировала тексты для размещения на стендах, сняла видеоролики на РЖЯ и провела первые экскурсии для глухих посетителей. Как часто и бывает с инклюзивными практиками: каждая открывает всё больше возможностей для всех. И новые разработки стали привлекать внимание всех посетителей.

Музей Театра кукол Образцова
Сотрудники музея организовали «Школу экскурсоводов на РЖЯ», а специалисты по тифлокомментированию адаптировали экспозицию музея для незрячих и слабовидящих. Опыт стал новым не только для команды музея: выяснилось, что не все необходимые фразы, касающиеся театра кукол, имеют свое определение на РЖЯ. В итоге получилось разработать словарь терминов на жестовом языке, которым пользуются экскурсоводы. Три выпускника школы экскурсоводов и сейчас ведут авторские экскурсии для глухих и слабослышащих людей, а охранники у входа здороваются с глухими сотрудниками и гостями на жестовом языке!

Музей МХАТа
Команде музея было важно создать равные возможности для разных посетителей. Так появилась новая экскурсионная программа «Прикоснись к театру». В музее появились тактильные экспонаты, среди которых был даже тактильный макет Основной сцены МХТ им. А.П. Чехова без декораций, главной особенностью которого стали подвижные элементы, иллюстрирующие технические возможности сцены: круг сцены, люки, занавес, штанкеты для декораций. Поскольку это был первый опыт, команда проекта консультировалась с экспертами из фонда поддержки слепоглухих «Со-единение», которые помогли в выборе эскизов для тактильной графики и в разработке информационных блоков экскурсионной программы.

Музей истории Томска
Музей поставил цель создать комфортную среду для глухих и слабослышащих посетителей. Несмотря на то, что это был первый опыт, команде удалось собрать видеогид по основной экспозиции музея на РЖЯ. Но самое главное: удалось провести обучение и подготовку глухого экскурсовода и теперь в Томске появился специалист, который может провести «живую» экскурсию в Музее истории Томска на жестовом языке.
Дом-музей Марины Цветаевой
Команда создала передвижную выставку о жизни и творчестве Марины Цветаевой, адаптированную для для глухих, незрячих и слабовидящих людей. Первый опыт в инклюзии открыл много нового и для сотрудников музея: оказалось, что многие особенности интерьеров, экспонатов, даже текстов стихотворений поэтессы могут ускользнуть от внимания , если не поставить себе задачу описать их незрячему посетителю. Несмотря на то, что изначально музей рассчитывал только на близко живущих незрячих и слабовидящих посетителей, на выставку приехали и люди из других городов. А всего ее увидели больше 5000 человек!
