ЧТО ДАЕТ МУЗЕЯМ ИНКЛЮЗИЯ
30 сентября в Добром музее прошел митап «Новые смыслы: что дает музеям инклюзия», организованный Фондом социальной помощи и поддержки «Свет» и Государственной Третьяковской галереей. Мероприятие объединило представителей музейного сообщества, грантодающих организаций и экспертов.
«Без обеспечения доступности музейной среды инклюзия невозможна, но понятие инклюзии гораздо шире. Для нашего фонда важно, чтобы инклюзия в музеях развивалась, а практики были устойчивыми. И наше мероприятие, где мы обсудим, какие уже есть результаты и на основании каких критериев разные фонды поддерживают музеи, этому тоже способствует», — отметила, открывая мероприятие, Эльвира Гарифулина, программный директор фонда «Свет».
«Добрый музей — новая инклюзивная площадка Третьяковской галереи, которая призвана работать с аудиторией, которая важна для нас. Мы приложили много усилий, чтобы она получилась такой, какая есть (спасибо Фонду Потанина). Сегодня мы с фондом «Свет» проводим здесь первое профессиональное мероприятие, и я уверена, что эта встреча и наше дальнейшее общение помогут развивать инклюзию в российских музеях», — приветствовала участников Марина Кравченко, директор по работе с посетителями Государственной Третьяковской галереи.
Встреча началась с презентации результатов исследования музейной инклюзии, которое провел фонд «Свет». Рекрут участников — 600 респондентов из 311 музеев со всей России — проводился Российским комитетом Международного совета музеев (ИКОМ России), обработка данных осуществлялась международной исследовательской компанией Ipsos.
«Показательно, что мотивы развития инклюзии музейные сотрудники связывают как с факторами «сверху», так и «снизу». Наравне с нормативно-правовыми требованиями по созданию доступной среды не менее важное влияние на активизацию этого направления оказывают личная инициатива сотрудников и тренд на распространение инклюзивной деятельности в музеях», — отметила Динара Халикова, директор АНО «Лаборатория культурных практик», куратор исследования от ИКОМ России, комментируя результаты.
А Эльвира Гарифулина добавила, что фонд «Свет» всегда опирается на доказательный подход. Результаты исследования, фиксирующего текущий статус развития инклюзии и сложности, с которыми сталкиваются музеи, как и результаты опроса победителей открытых конкурсов «Без исключения» прошлых лет, были учтены при разработке нового конкурса. Он стартовал 25 сентября.
Митап продолжила дискуссия с участием и разных фондов, занимающихся поддержкой музеев, и музеев разной направленности.
«Программа Фонда «Музей без границ» поддерживает инициативы, которые помогают музеям стать открытыми и доступными. Есть среди них и инклюзивные проекты, которые, как правило, отличаются устойчивостью и продолжают развиваться после завершения гранта. Мы за то, чтобы музейные пространства были комфортными, и их команды думали об этом на каждом этапе — от закупки новых стульев до организации выставочных пространств. Правильно организованное пространство может усилить социальный эффект», — поделилась наблюдениями Оксана Орачева, генеральный директор Благотворительного фонда Владимира Потанина.
Владимир Плехов, заместитель руководителя программы «Особый взгляд» благотворительного фонда «Искусство, наука и спорт», продолжая развитие темы, что доступность не равна инклюзии, рассказал, как после первого конкурса инспектировал музеи, получившие поддержку на создание тактильных моделей — многие не выставляли их в зале, раз нет в данный момент слабовидящих посетителей. «Мы учли этот момент на будущее. Тактильная модель — дидактика, вспомогательный инструмент. Основная история — как построена работа вокруг этой дидактики», — отметил он.
«Радостно видеть, что тема инклюзии играет все большее значение в музейном сообществе, находит отклик у грантодающих организаций и вовлекает отраслевых экспертов. Важно, чтобы на системной основе была выстроена понятная коммуникация между всеми участвующими сторонами, в том числе с органами власти и конечными благополучателями. Тогда действительно можно будет говорить о социальных проектах с долгосрочным эффектом, — продолжил дискуссию Сергей Александров, руководитель блока культурно-просветительских проектов БФ «Система». — Сейчас же нередко наблюдается ситуация, когда каждая из сторон видит ситуацию по-своему. Однако экспертные практикоориентированные встречи, которые все чаще проходят по инициативе крупнейших игроков сектора, позволяют надеяться, что тема инклюзии получит качественное развитие и перестанет быть для кого-то модным трендом или галочкой в отчете перед вышестоящими ведомствами».
А представители музейного сообщества поделились результатами развития инклюзивных практик. Иван Бобылев, заведующий отделом обеспечения доступности и инклюзии Государственной Третьяковской галереи, рассказал о скором старте инклюзивных творческих мастерских в пространстве Доброго музея и работе по организации сопровождаемого трудоустройства для людей с ментальными особенностями. Юлия Сергеева, заведующая сектором инклюзивной деятельности и гостеприимства Музея-заповедника «Царицыно», обратила внимание на то, как инклюзия помогает увеличивать посещаемость музеев в целом: аудиогид, который помогает пройти к музею по большому парку по доступным дорожкам, методист методического отдела Театра кукол им. С. В. Образцова, поделилась кейсом вовлечения экспертов опыта: в результате работы Школы экскурсоводов для слабослышащих в музее при театре появились две авторские экскурсии от выпускников, а русский жестовый язык (РЖЯ) пополнился несколькими новыми терминами.
Участники из зала тоже активно вовлекались в дискуссию. Очевидно, что тем для обсуждения в сфере музейной инклюзии еще много. Надеемся, что традиция неформального диалога с участием разных сторон в стенах Доброго музея в партнерстве с фондом «Свет» продолжится.
Фото: БФ «Свет»