ТВОРЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С РАС
А вдруг?
Сегодня рассказываем о проекте, который был реализован в «Палатах» — музейном центре, который входит в состав Владимиро-Суздальского музея-заповедника. В нём объединились «ингредиенты», которые делают проекты успешными: партнёрство авторов и благополучателей проекта, обмен опытом с коллегами, привлечение узких специалистов. Для нас этот проект ценен также как пример устойчивости: после завершения конкурса, в рамках которого он получил поддержку нашего фонда, он продолжает развиваться.
Музейный центр «Палаты» расположен в центре Владимира, в здании, построенном московским архитектором Карлом Бланком для губернской администрации. На первом этаже открыт Детский центр, где проводят музейные программы. Благодаря поддержке фонда «Свет» в рамках конкурса «Без исключения» в нём начала работу творческая лаборатория «А вдруг я художник»!? для юных творцов с расстройствами аутистического спектра.
Во Владимире активное родительское сообщество детей с особенностями развития: родители ребят с расстройствами аутистического спектра создали общественную организацию «Расскажи», чтобы информировать о РАС, развивать инклюзивное образование и помогать детям социализироваться. Музейный центр ранее сотрудничал с организацией, но работа с ребятами с РАС ограничивалась разовыми адаптированными занятиями. При этом специалисты музея уверены, что каждый ребёнок должен иметь возможность участвовать в культурной жизни. Они планировали разработать постоянную программу. Дополнительным стимулом стала командировка для обмена опытом в Нижний Новгород.
«В Нижегородском государственном художественном музее мы познакомились с Елизаветой Сургановой, заведующей отделом музейных программ. Её энтузиазм и опыт работы с ребятами с ментальными нарушениями подтолкнул нас. Вернувшись, мы на следующий же день созвонились с ВРОО «Расскажи» и начали формировать программу для наших детей», — рассказывает Ольга Сорокина, директор Центра музейной педагогики Владимиро-Суздальского музея.
Проект творческой лаборатории стал победителем конкурса «Без исключения» фонда «Свет» и реализовывался 9 месяцев с перерывом на детские каникулы. Была обустроена мастерская, сформирована программа.
Учеников разделили на две группы. В первой — дети с большими поведенческими проблемами и меньшим набором навыков, плохой речью. У каждого ребёнка в этой группе был свой тьютор. Во второй группе дети постарше с опытом социализации и хорошей адаптацией. Здесь требовалось меньше поддержки. К разработке программ и практическим занятиям привлекли коррекционного и ABA-педагога Анну Юркевич (ABA — от Applied Behavior Analysis, прикладной анализ поведения).
Специалисты центра понимали всю сложность работы, знали, что у детей с РАС есть особенности восприятия материала, тревожность ко всему новому, быстрая утомляемость, случаются так называемые «срывы». Поэтому здесь радуются самым небольшим изменениям в поведении ребят, например, что кто-то к концу первого года смог сам держать карандаш, кто-то начал проявлять больше творчества — вносить в работу больше своего, отступать от шаблона. Главное — не бросать, уверены и педагоги, и родители.
В музее интересно и безопасно
Каждое занятие включало посещение экспозиции и работу в мастерской, в музее — выбирали один экспонат или одну тему, чтобы у ребят не было сенсорной перегрузки.
«Многие невербальные дети с помощью рисунка общаются с миром, и на занятиях мы хотим их «разговорить», — рассказывает Ольга Сорокина. — А поход на экспозиции для ребят вдвойне ценен: они знакомятся с изобразительным искусством, учатся видеть музейные предметы, а также получают опыт посещения музея без стресса и сенсорной перегрузки, которые часто становятся причиной нежелательного поведения. Они привыкают к тому, что в музее интересно и безопасно. А родители, пока их ребёнок в музее, могут выдохнуть и посвятить немного времени себе».
По итогам проекта состоялась первая инклюзивная выставка — «Волшебная страна», у неё даже был свой каталог. Выставлялись работы детей с нарушениями зрения, синдромом Дауна из Владимира и Нижнего Новгорода, а также работы нормотипичных детей музейной студии «Подсолнушек».
«Какая бы прекрасная ни была семья, какие бы замечательные ни были люди рядом, всё равно каждый ребёнок чувствует, как к нему относится общество, — рассказывает Юлия, тьютор проекта и мама его участника — Кирилла. — И когда ты этому ребёнку предоставляешь возможность возвыситься, когда все ему говорят, что он сейчас лучший и показывают его успехи — он их осознаёт, гордится и становится счастливее от того, что он принят и оценён. Это даёт возможность раскрыться, чтобы дальше развиваться». Кирилла часто теперь называют художником — у него свой узнаваемый стиль, он старается, рисует очень вдумчиво и ему нравится ходить в творческую лабораторию. Мальчик также учится в школе по адаптированной программе, обучается музыке и занимается адаптивным тхэквондо.
Системная работа
После завершения проекта, реализованного в рамках конкурса «Без исключения», творческая лаборатория продолжила работу. Во время летних каникул музейная команда не только готовила программы занятий, но и продолжала преобразовывать пространство мастерской.
В сентябре пройдёт инклюзивный праздник «Объединяя сердца», который станет открытием нового творческого сезона. В планах — уже в этом учебном году добавить в группу ребят с синдромом Дауна, чтобы юные художники и искусствоведы общались и социализировались.
Ребят продолжат погружать в историю искусства — вместе с педагогами они совершат большое путешествие во времени. В «Палатах» открылась выставка «Сунгирь. Верхний палеолит в центре Русской равнины», которая знакомит с бытом людей, селившихся на Сунгирской стоянке. Этот археологический памятник на окраине Владимира выявили более полувека назад, и до сих пор учёные продолжают его изучение. В экспозиции представлено около 250 археологических и палеонтологических предметов, найденных археологами, и реконструкция облика сунгирцев. А всего в фондах музея — более 70 000 предметов Сунгиря. Ребята смогут рассматривать сунгирских лошадок, вырезанных из кости мамонта, копья, украшения, изучать первобытное искусство, размышлять о том, как менялась жизнь людей, как она отражалась в искусстве и, конечно, рисовать свои мысли и впечатления.
А ещё в Детском центре планируют скоро открыть новые мастерские — художественную, гончарную, архитектурную, посвящённую ткачеству и женским рукоделиям.
Фото предоставлены Центром музейной педагогики Владимиро-Суздальского музея