МЕТОДОМ ПРОБ И ЕЩЁ РАЗ ПРОБ
Здесь придерживаются принципов доступности и равных возможностей, пространство адаптировано, мероприятия переводятся на русский жестовый язык, а кинопоказы проходят с тифлокомментариями. Это – Еврейский музей и центр толерантности. Знакомы с образовательной платформой по корректной коммуникации для сферы культуры Культура Inc? Её тоже создала команда Еврейского музея и центра толерантности.
Но это не значит, что в музее всегда знают, как поступить, или не сталкиваются со сложностями.
Например, идёт от метро вереница молодых людей, который вытянули руку и положили её на плечо того, кто идёт впереди. Молодые люди – незрячие, а первым идёт слабовидящий парень. Так они идут в музей на занятие в инклюзивную группу: каждый мог обратиться за помощью к волонтёру (многие в группе так и поступали), но для ребят важно было оставаться сообществом в сообществе. Психологи, которые участвовали в проекте, предугадать такое поведение не смогли.
Шли ребята в инклюзивную медиастудию для музейных волонтёров «Рекомендую». Команда музея придумала её, чтобы донести информацию о себе людям с инвалидностью, сделать так, чтобы они поверили и захотели прийти в музей. В студии хотели научить волонтёров с разными формами инвалидности рассказывать своим сообществам в блогах, статьях, социальных сетях об инклюзивных культурных возможностях Москвы.
Проект был реализован в рамках конкурса «Без исключения», который проводит фонд «Свет» (заявки на очередной конкурс принимаются до 25 октября). Рассказываем о медиастудии и сложностях, с которыми столкнулись её создатели.
Уже получив грант, команда решила, что было бы здорово проводить занятия были в разных музеях. Решение усложнило логистику: надо не только договориться с преподавателями, коллегами, но и «приземлять» занятие каждый раз в новый музей.
«Но если бы довелось делать проект заново, мы бы всё организовали так же», — признается Анна Макарчук, директор Центра толерантности.
Планировалось, что внутри проекта естественно сформируются синергетические инклюзивные команды, разные ребята будут поддерживали друг друга и как бы перекрывать уязвимости. Но на первых занятиях группа будто расслоилась. Этап разрозненности был недолгим, но преодолеть его было непросто.
«Для нас правда было очень важно стать сообществом. И мы поняли, что нам не хватает знаний по коммьюнити-менеджменту. В какие-то моменты мы видели, как рассыпается группа, как полыхает чат, казалось, что вот-вот кто-то перейдёт грань», — делится Анна Макарчук. К счастью, этого не произошло.
Проект был задуман на грани просвещения, развлечения и профессионального обучения. А обучение любому мастерству, в том числе и медиа, невозможно без профессиональной пробы и обратной связи. Не все ребята оказались готовы вкладывать ресурс в практику, заниматься самостоятельно между встречами, выполнять практические задания.
С этой сложностью команды сталкиваются часто: проект завершился, наступают другие обязательства. Но остаётся чат, остаются ребята. Сообщество надо поддерживать и делать это регулярно. Команда центра думает, как перераспределить ресурсы, чтобы их хватало ещё и на это.
«Это был интересный проект, и мы получили важный опыт, — рассказывает Анна Макарчук. — Каждый участник взял из него столько, сколько ему было нужно. Многие ребята действительно развили свои медиа-компетенции, они не просто посещали занятия с экспертами, но и выполняли задания, присылали их в чат, получали обратную связь и от преподавателей, и от других участников — все были вовлечены. Некоторые ребята практически состоялись как журналисты, они продолжают писать. А кто-то прикоснулся к профессии и решил, что журналистика и блоггинг – это не его – тоже результат! Хотя удовольствие от посещения музея и новые знакомства – это не смартируемый результат, но по-человечески важный. Если говорить о проекте, количественные показатели превысили плановые – мы провели больше воркшопов, обучили больше людей. Проект получил большой охват и прошёл не только на нашей площадке, а ещё в восьми музеях. Это означает, что у нас теперь есть больше дружеских музеев, хороших знакомых и партнёров. Понимание собственных дефицитов – это тоже важный для нас результат. Например, теперь мы знаем, что нам очень нужно умение работать с сообществом – такой запрос на обучение у нас появился».
Фото: Еврейский музей и центр толерантности