КАКИЕ МИРЫ ОТКРЫВАЮТ ТЕАТРАЛЬНЫЕ КУКЛЫ?
Театр кукол Образцова при поддержке благотворительного фонда «Свет» реализует инклюзивный проект «Куклы открывают мир», направленный на социализацию взрослых людей и детей с расстройствами аутистического спектра и на их вовлечение в социокультурную жизнь. Недавно были подведены итоги первого этапа этого проекта.
Творческие мастерские и домашний спектакль в театре
Весной нынешнего года десять молодых людей с особенностями здоровья в сопровождении своих близких каждую неделю приходили в творческие мастерские, где их встречали сотрудники театра и театрального музея – крупнейшего в России и одного из самых крупных в мире музеев, посвященного искусству театра кукол и его истории от античности до наших дней.
В течение 12 встреч, разделенных по тематическим блокам, участники проекта знакомились с театральными куклами из разных стран, создавали свои куклы, учились управлять ими и разыгрывали маленькие сценки. Например, в самом начале молодые люди изучали фигурки театра теней, которыми пользовались древние бродячие артисты; узнавая о традициях кукольников из Китая, взаимодействовали с куклами-марионетками; потом знакомились с тростевыми куклами из Индонезии и паркетными куклами из Японии. А на занятии, посвященном русскому театру, ребята узнали, как устроена перчаточная кукла и послушали историю знаменитого персонажа Петрушки.
А после настало время подготовки собственного творческого продукта – домашнего спектакля, который был представлен 3 июня на малой сцене театра самым отзывчивым и благодарным зрителям: близким родственникам участников проекта и специалистам, которые поддерживают или развивают инклюзивные проекты.
В том, что спектакль – домашний, но прошел он на театральной сцене, нет никакого противоречия. Ведь «домашний спектакль» – это не про место, а про жанр. Или скорее даже про особый вид коллективного творчества: группа домочадцев или компания друзей вместе придумывает тему и сюжет постановки, подбирает музыкальное сопровождение и свет, своими руками создает декорации, костюмы персонажей или, как в нашем случае – театральных кукол. А после все, кто участвовал в подготовке, становятся актерами и воплощают свои творческие замыслы в жизнь.
Традиция домашних спектаклей существовала в нашей стране не один век. И хотя в наше время она практически ушла в прошлое, организаторы проекта «Куклы открывают мир» нашли замечательное решение, обратившись к ней. Дело в том, что, во-первых, люди с РАС зачастую более охотно взаимодействуют с неодушевленным объектом, чем с живым человеком. Недавно этот факт был подтвержден учеными из Центра исследований детства при Йельском университете (США). Результаты их исследования показывают, что можно использовать кукол как переходную технику для детей с РАС, чтобы учить их обращать больше внимания на социальные сигналы и поощрять их к социальному взаимодействию. И для участников проекта «Куклы открывают мир» это возможность рассказывать историю посредством кукол – отличный шанс раскрыться, выразить себя.
Во-вторых, организация домашних спектаклей – это как своеобразный тимбилдинг. Взявшись за общее дело, участники спектакля могут проявить себя в командной работе, научиться ответственности и взаимопомощи. Умение работать в команде – это как раз одно из слабых мест человека с РАС, поэтому тренировка этого навыка была как нельзя кстати.
В-третьих, театральные постановки по своей сути близки к сюжетно-ролевым играм, которые, как известно, позволяют отрабатывать различные социальные роли. Это очень важно для формирования личности, а для людей с особенностями развития оно не заканчивается в детском возрасте.
Кроме того, участие в домашнем спектакле – это прекрасный способ проявить свои творческие способности, артистизм и креативность. Примеряя на себя разные образы, человек активно тренирует воображение, мышление, эмпатию, дает возможность проработать тему собственной внешности и образа «я».
А еще такая постановка – это просто веселый, занятный досуг, которого подчас так не хватает в водовороте серых будней всем нам, а уж семьям, где есть дети и взрослые с особенностями развития – тем более.
«У участников проекта было чудесное совместное времяпрепровождение в дружелюбном принимающем коллективе, – говорит эксперт проекта Антонина Стейнберг – эксперт Федерального ресурсного центра по комплексному сопровождению детей с расстройствами аутистического спектра и руководитель проекта поддержки взрослых в спектре аутизма Autistic City. – Прежде всего это дало им достаточно продолжительное хорошее настроение от регулярных встреч, от творческого процесса, от того, что они своими руками создали разных кукол и представили их в спектакле. Видеть принятие и иметь возможность делать то, что делают другие, – это для каждого человека важно, а для людей с аутизмом и их семей это важнее в разы, поскольку наше общество все-таки еще не очень приспособлено для тех, у кого есть какие-либо отличия».
Добро пожаловать в Японию
«Сиятельные император и императрица Японии приглашают вас в императорский дворец на праздник “Вакаримасэн” в честь начала лета» – приглашения с такими словами получили гости, которые пришли на домашний спектакль «Однажды в Японии, или как развеселить императора», подготовленный участниками проекта «Куклы открывают мир».
По сценарию спектакля, японский император приглашает на праздник в свой дворец многочисленных гостей, а для их развлечения – труппу циркачей. Но в последний момент выясняется, что циркачи не приедут. Из-за этого император очень огорчается, впадает в апатию и хочет отменить праздник. И тогда императрица обращается к гостям, среди которых есть поэт, поэтесса, музыкант, барабанщики, девушка с зонтиком и молчаливый самурай, с просьбой спасти праздник и развеселить императора. Перечисленные персонажи стараются изо всех сил, но император продолжает пребывать в печали. А потом циркачи всё-таки приезжают, и всё налаживается. В конце концов праздник в честь начала лета удался.
Режиссер спектакля Дарья Ковальская уже шесть лет занимается инклюзивным социальным театром и имеет отношение ко многим ярким проектам в этой сфере. С участниками проекта «Куклы открывают мир» она взаимодействовала с самой первой встречи в творческой мастерской, чтобы получше познакомиться с ними, поскольку изначально было известно, что перед спектаклем у них будет только четыре репетиции. «Достаточно хорошо узнать группу за четыре репетиции нельзя, поэтому я присутствовала на всех занятиях как волонтер, помогающий педагогам и художникам, – рассказывает Дарья. – Наблюдала за ребятами, за тем, как они открываются, меняются. И всё равно, когда мы уже перешли к работе над спектаклем, они постоянно меня удивляли. Например, я не знала, что они могут петь на иностранных языках».
По словам Дарьи Ковальской, сюжет спектакля возник неслучайно: выяснилось, что большая часть участников проекта увлекается Японией, а некоторые даже учат японский язык. «Когда мы входили в этот проект, у меня не было конкретной темы для пьесы. Ее принципиально не было, потому что очень важно в работе с разными людьми идти от них, от их запроса, от их интереса и вовлеченности. На первой встрече выяснилось, что двое ребят на дополнительных занятиях изучают Японию. На это откликнулись еще несколько человек из группы. Одна девушка рассказала, что занимается адаптивным тхэквондо, вторая – что уже играет в другом театре в спектакле на японскую тематику и знает о театре кабуки. От этого мы и пошли. А дальше они сами выбрали себе персонажей, и уже из них я стала лепить историю. Надо было решить: в какой ситуации все они могут встретиться и быть на равных, как друзья? Так возникла идея построить сюжет вокруг праздника, и раз уж спектакль был намечен на 3 июня, то праздновать решили начало лета».
Каждую куклу режиссер наделила характером ее создателя. Например, Миша, который играл роль императора, часто спорил с Дарьей на занятиях, говорил ей: «Не хочу, не буду!». Тогда она пообещала вписать эти слова в пьесу. Миша согласился, и в результате император много раз за спектакль повторил их. О том, что упрямец Миша еще и леворукий гитарист, режиссер узнала уже в процессе репетиций. Вместе с Мишиной мамой они стали обсуждать, какие песни есть в его репертуаре, и одну из них Дарья выбрала для спектакля.
С музыкальным оформлением спектакля тоже помог один из участников проекта. Дарья Ковальская объясняет: «Боря – большой фанат рок-музыки, у него потрясающий музыкальный вкус, и плейлист всего спектакля составил он. Причем я ему говорю: “Боря, мне нужна твоя помощь”. А он мне в ответ: “Это факт”. На самом деле, Борин плейлист гораздо больше, в нем еще были Beatles, Green Day, Depeche Mode – всё это просто не поместилось в получасовой спектакль».
Несмотря на всю простоту сюжета и на то, что к Японии он имеет лишь условное отношение, а по своему мастерству актеры, конечно же, не сравнятся с профессиональными кукольниками, получившийся спектакль никак нельзя назвать примитивным. Были в нем и яркие эмоции, и скрытые смыслы, и неожиданные способы их передачи зрителю. Поэт читал стихи так естественно, будто разговаривать рифмами для него привычное дело. Поэтесса продемонстрировала не только неплохие вокальные данные, но и знание японского языка, на котором она пела песню для императора. Сам же император, как уже упоминалось, тоже пел, причем по-русски и по-английски, аккомпанируя себе на акустической гитаре. И были в этой песне такие слова:
От неудач, ошибок и обид
Душа болит, душа болит!
Поговори со мной, как прежде, по душам,
За слово доброе я жизнь тебе отдам.
Что позади, того не жди,
А что придет, давай разделим пополам.
Зал, замерев, слушал парня, перебирающего струны гитары левой рукой, и наверняка не у одного зрителя закралась мысль: уж не о своем ли опыте непонятости и одиночества он поет?
Миры и их пересечения
Открывая для себя мир театра, участники проекта получали возможность пристальнее взглянуть и на свой собственный внутренний мир. И это заставило их задуматься, посмотреть на себя и на окружающих другими глазами. Порой такие раздумья давались нелегко.
«Борис, а вы знаете, что вы очень талантливый человек?» – спрашивает журналист у Бориса – высокого красавца с копной кудрявых волос, который в спектакле блестяще исполнял роль поэта. «Я знаю. А вы знаете?» – отвечает молодой человек и, похоже переживает яркое потрясение: он соприкоснулся с миром, где он успешен и всеми принят независимо от своих особенностей.
Как отмечает лидер проекта «Куклы открывают мир» и руководитель методического отела ГАЦТК Рида Буранова, с участниками проекта произошло то самое чудо раскрытия личности, ради которого всё и создавалось. «Первый опыт оказался невероятно успешным, и мы верим: продолжение следует!» - говорит она.
По-новому открывали для себя своих взрослых детей и их близкие. Елена Петухова – мама Сони, исполнявшей в спектакле роль поэтессы, едва находит слова от переполняющих ее эмоций: «Проект прошел великолепно, потрясающе и неожиданно, вот так бы я сказала. Для меня это было как открытие, и прежде всего – открытие мира своей дочери. Я и не знала, что у нее есть талант актрисы. Раньше Соня только дома нам что-то исполняла, показывала. В основном – пела песни, потому что еще в школе немного занималась вокалом. А оказалось, что она может и на сцене, перед зрителями!»
Надо сказать, что родители участников проекта были вовлечены в него на все 100 процентов: ходили на мастер-классы по кукловождению, слушали лекции по истории театра и создавали декорации для спектакля.
Антонина Стейнберг комментирует: «Как эксперт разных грантовых конкурсов и многих проектов, я видела самые разные программы. Но то, как была организована здесь программа для родителей, я не видела, пожалуй, никогда. Она была прекрасной, обширной, очень разнообразной. Это была настоящая совместная деятельность. И думаю, что они получили удовольствие и почувствовали комфорт не меньше, чем участники проекта, которые делали кукол и потом показали их в спектакле».
В то время как участники проекта и их родители погружались в миры театрального искусства и самопознания, сотрудники театра и музея открывали для себя мир новой целевой аудитории – детей и взрослых с расстройствами аутистического спектра. По словам координатора проекта Юлии Буровой, к ним часто поступают запросы на проведение экскурсий и посещение спектаклей людьми с РАС, поэтому было важно в рамках проекта сформировать пространство, доступное таким людям. Чтобы повысить инклюзивные компетенции сотрудников, театр обратился к экспертам. Еще до старта работы с целевой аудиторией, в начале 2025 года, эксперты провели лекции и тренинги, которые помогли сотрудникам театра понять основы коммуникации и правила взаимодействия с посетителями и зрителями с РАС. И потом, в процессе занятий в творческих мастерских, во время репетиций спектакля и самой постановки во всё это вовлекались многие сотрудники, включая нескольких актеров, двух художников-постановщиков и начальника звукового цеха театра.
«К любому вопросу нужно проходить профессионально, – отмечает Юлия Бурова. – Нельзя просто так сказать слабослышащим людям или людям с РАС, мол, если хотите, то приходите. Нам хотелось сначала погрузиться в эту тему. И вот совместно с нашим методическим отделом и руководством театра мы шаг за шагом шли, постигая потребности и особенности представителей разных целевых аудиторий. Так что наши инклюзивные проекты – это не просто спонтанное решение, это продолжение большой истории, очень важной для нас».
Эстафета добра
«В Москве существует очень тесное сообщество, которое занимается реализацией инклюзивных социокультурных проектов и их поддержкой, – подчеркивает Дарья Ковальская. – Всегда есть, кому предложить интересный проект или прийти с идеей. Мы комьюнити, и это классно!».
Часть этого сплоченного комьюнити присутствовала в качестве гостей на спектакле «Однажды в Японии, или как развеселить императора». Были среди них и специалисты из столичных музеев, развивающих инклюзивные программы, и представители грантодателей: генеральный директор фонда «Свет», исполнительный директор фонда «Абсолют-Помощь» Эльвира Гарифулина, а также ее коллеги – руководители благотворительных программ Валерия Филипецкая, Ирина Скобелева и Александра Омельченко.
«Впечатления после спектакля остались очень сильные, – говорит Александра Омельченко. – И такое ощущение, что наряду с режиссерскими находками, которые были сделаны совместно с ребятами и при помощи профессионалов, вся постановка пронизана огромным человеческим чувством. Настолько всё человечно, гуманно, что это просто потрясает!».
Валерия Филипецкая добавляет: «Меня больше всего впечатлило то, как относятся к участникам проекта и вообще ко всем посетителям сотрудники театра и музея. Все, от охранников на входе до художников, звукорежиссеров и актеров, такие вежливые, приветливые. Видно, что они были искренне включены в этот проект, болели за него всей душой, много работали с ребятами, чтобы они действительно могли проявить себя».
Ирина Скобелева соглашается с коллегами и делится своими мыслями: «В процессе просмотра спектакля в очередной раз понимаешь, насколько мы все разные люди. Но когда есть желание, вся вот эта наша разность находит точки соприкосновения, и из этого получается что-то чудесное».
Самое ценное, что проекты, которые реализуются на гранты фонда «Свет», как правило, дают устойчивые и долгосрочные результаты. Каждый из них так или иначе получает продолжение. К примеру, благодаря предыдущим инклюзивным практикам, организованным при поддержке фонда, музей Театра кукол Образцова сделал несколько приобретений, которые затем были успешно интегрированы в его последующую работу. В частности, подробные тактильные макеты сцены и знаменитых часов с фасада здания теперь используется во время «трогательных» экскурсий для слабовидящих посетителей.
Организаторы проекта «Куклы открывают мир» уверены, что его результаты тоже еще послужат для развития инклюзии. На следующем этапе проекта в работе творческих мастерских будут участвовать дети с РАС, а уже в сентябре команда проекта расскажет о подготовке и реализации инклюзивной практики на конференции в рамках Международного фестиваля театров кукол имени Сергея Образцова «Образцовфест». Там же планируется презентовать методическое пособие, которое будет создано по опыту работы театра с посетителями и зрителями с РАС.
«Этот проект — прекрасный пример того, как благотворительность должна быть не просто эмоциональным порывом, а осознанной, системной работой. В основе деятельности фонда «Свет» всегда лежит доказательный подход: мы опираемся на исследования, анализируем потребности целевой аудитории, привлекаем экспертов и стремимся к устойчивым результатам.
«Куклы открывают мир» — это не разовая акция, а продуманная программа, где научный подход сочетается с искренней вовлеченностью всех участников. Важно, что театр не просто пригласил сторонних специалистов, а сам погрузился в тему, обучался, адаптировал пространство и методики. Это говорит о долгосрочной стратегии, а не о сиюминутном жесте.
Особенно ценно, что проект учитывает разные аспекты: и терапевтический эффект кукол, подтвержденный исследованиями, и социализацию через творчество, и поддержку семей. Здесь нет случайностей — только осмысленные шаги, которые действительно меняют жизнь участников.
А еще это история про доверие. Когда музей, фонд, эксперты и сами подопечные действуют как единая команда, рождается то самое безопасное, вдохновляющее пространство, куда хочется возвращаться. И самое главное — проект живет, развивается, транслирует опыт дальше. Значит, всё сделано правильно. Так что да, продолжение точно следует!" - говорит Эльвира Гарифулина, генеральный директор фонда «Свет», исполнительный директор фонда «Абсолют-Помощь».