ДРУЖЕЛЮБНЫЙ ПОНЕДЕЛЬНИК: КАК В АМУРСКОМ КРАЕВЕДЧЕСКОМ МУЗЕЕ РЕБЯТА С РАС ИЗУЧАЮТ АРХЕОЛОГИЮ
Проект музея «Дружелюбный понедельник» получил поддержку фонда «Свет» в рамках конкурса «Без исключения» в 2023 году. В рамках практики были организованы обучение персонала и творческие занятия для ребят с РАС, выставки были адаптированы под новую аудиторию, в музее появились сенсорные сумки и мобильные уголки сенсорной разгрузки. После завершения финансирования проект продолжает работать.
Амурский областной краеведческий музей им. Г.С. Новикова-Даурского в Благовещенске — один из старейших на Дальнем Востоке. Он основан в 1891 г. по инициативе Благовещенской городской думы, а первую выставку золотопромышленники организовали ещё раньше, приурочив её к приезду Николая II, тогда ещё цесаревича. Сегодня музей занимает здание, построенное в 1894 году по проекту архитектора Эдуарда Шефера в псевдорусском стиле. Оно напоминает ГУМ, и здесь действительно когда-то располагался торговый дом фирмы «Кунст и Альберс», где можно было купить буквально всё.
Экспозиция музея посвящена истории и природе Приамурья, в его фондах хранится свыше 160 000 предметов; постоянная экспозиция располагается в 18 из 26 музейных залов. Один из залов — «Бидекит» – площадка для популяризации традиционной культуры эвенков-орочонов, коренного населения Амурской области, здесь проводят интерактивные программы для детей. Они играют в чуме, примеряют национальную одежду, знакомятся с тем, как изображена Вселенная на ритуальном столбике сэвэк-мо.
Ежегодно краеведческий музей принимает более 170 000 посетителей.
Пространство было адаптировано в рамках программы «Доступный музей»: здесь есть пандусы и подъемкники, рельефные схемы навигации, тактильные макеты, этикетки на шрифте Брайля, электронные видеоувеличители и планшеты с экскурсиями с переводом на РЖЯ. В залах природы музея можно тактильно изучить шерсть диких животных края на «мягких этикетках». Но с посетителями с ментальными особенностями музей работал мало — «Дружелюбный понедельник» стал первой специализированных программой.
Почему понедельник? Это выходной день для музеев, а значит, нет посетителей, можно приглушить свет и сделать пространство комфортным для ребят с РАС, снизив сенсорную нагрузку.
В команду проекта вошли методисты, экскурсоводы, художник, привлечённый дизайнер и психолог. Начали с обучения: более 20 человек — сотрудники администрации и первой линии — узнали о людях с ментальными особенностями и о том, как с ними взаимодействовать. А для ребят с РАС подготовили программу «Лаборатория юного краеведа», которая включала адаптированные экскурсии, творческие мастер-классы. Собрать группу помогла АНО «Открытый мир» — организация занимается поддержкой семей, которые воспитывают детей с ограниченными возможностями здоровья и сотрудничает с культурными институциями. Группа изучала природу и археологию, каждое занятие было построено так, чтобы ребята что-то узнали и что-то сделали своими руками.
У каждого участника группы был рюкзак юного археолога. На занятиях с помощью специальных кисточек ребята «находили» закопанные в песочницы «археологические находки». И делали это с особым удовольствием. Группа была инклюзивной – на занятия приходили дети и молодые взрослые с РАС, а также их родители, братья и сёстры. Некоторые нормотипичные дети благодаря проекту «подружились» с музеем: они признавались в отзывах, что раньше музей не казался им таким интересным местом.
Дружелюбный понедельник. Ребята на экскурсии в дендрарии. Фото: Амурский областной краеведческий музей
Всего в рамках проекта прошло 27 мероприятий, а его итогом стала выставка «Я с природой подружился», где было представлено 60 творческих работ участников.
«Первый раз кто-то из машины боялся выйти, но уже через несколько занятий ребята бежали в музей и обнимались с нами», — рассказывает Наталья Сидорова, ведущий методист музея и куратор проекта «Дружелюбный понедельник».
Когда готовили заявку, предполагали, что в группе будут ребята до 16 лет, но на занятия приходили и школьники 9-10 лет, и молодые взрослые, и всем было одинаково интересно.
Чтобы оценить проект, музей провел анкетирование родителей. Все участники отметили, что мероприятия были полезны. На вопрос, чем именно, отвечали: «социализация», «развитие мышления», «расширение кругозора», «узнавание новых слов». Делясь впечатлениями, участники писали: «Всё комфортно, удобно, внимательный персонал, сотрудники», «Очень душевно», «Доброжелательная атмосфера», «Материал подавался с учётом особенностей детей», «Как дома, отлично».
Ещё одним результатом проекта стало создание Совета по доступности при Амурском областном краеведческом музее, который будет помогать развивать дружелюбную и инклюзивную среду в культурных институциях Благовещенска и Амурской области.
Фото: Амурский областной краеведческий музей